|
«
Проповедь апостола Андрея
»
худ. П.Бориспольц. Киев, Андреевская церковь.
|
«Андрей проповедовал в Синопе, потом пришел в Корсунь и, узнав, что вблизи Корсуня есть устье Днепровское, захотел пойти в Рим. Он пришел в Днепровское устье и оттуда пошел вверх по Днепру...»
Далее рассказывается, как апостол побывал на месте, где позднее возник Киев, предсказал его будущую славу, посетил Новгород, удивился их банному мытью и, «пойдя в варяги, пришел в Рим».
Вот так повествует летописец «легенду об апостоле Андрее».
Согласно сказаниям каждый из двенадцати апостолов, распространявших христианство, имел свой «
удел
», или «
жребий
», т.е. территорию, отведенную ему для миссионерской деятельности. На ней он проповедовал среди проживавших там народов. Андрею, выпал жребий проповедовать христианство по берегам Черного моря.
Поэтому для средневекового читателя было вполне естественно узнать, что, обнаружив путь «из грек в варяги», по которому можно дойти до Рима, Андрей отправился навестить своего брата Петра.
Но появляется вопрос о существовании самого пути с берегов Черного моря в Рим именно по Днепру. Ведь это все рано, что добираться из Киева в Москву через Уральские горы.
И если такой путь был, то, в какое время он существовал? В I веке нашей эры, когда «путешествовал» по нему апостол, или в конце XI века, когда была написана, как
полагают, вводная часть «Повести временных лет»?
Но если такого пути не было, то летописец подрывает веру не только в собственное творение, но и в дела апостольские.
Тогда когда и по какому случаю могла возникнуть на Руси легенда о хождении апостола Андрея? Если подобное путешествие имело место, то где пролегал этот путь?
Почему путь «из варяг в греки» указан по Днепру, Только ли для того, чтобы апостол мог посетить место будущего Киева?
Конечно, если летописцу
нужно
было, во что бы то ни стало, показать, что Русскую землю, недавно крещенную, задолго до крещения, посещали апостолы, то на реальный маршрут можно было и не обращать внимания. Тем более что к концу XI века он был уже изрядно позабыт. Но тогда возможно, что легенда была заимствована летописцем с более ранних текстов и переделана на свой лад.
Попытаемся ответить на вопрос - почему переписчик отправил апостола в Рим вверх по Днепру, когда к этому времени был надежный, испытанный путь вверх по Дунаю?
Как ни странно, один из ответов лежит в тех же списках «Повести временных лет», между упоминанием пути и легендой об апостоле.
Автор послал апостола Андрея по тому самому пути, который до этого описал некий летописец. Но тот кто, переписывал ее текст из какого-то источника, в
географии разбирался плохо. Вот почему перед рассказом об апостоле оказалась странная фраза, на которую никто не обращал внимания:
«А Днепр втекает в Поньтское
море,
(
то есть Черное
) тремя устьями, это море зовется Русским, по нему же учил святой Андрей, брат Петра, как я уже говорил».
Любой человек при взгляде на карту может заметить, что Днепр впадает в Черное море только одним устьем. Но если посмотреть чуть западнее мы увидим
Дунай. Так вот
Дунай как раз и впадает тремя устьями, не считая многочисленных мелких проток. Если же к этому добавить, что, по данным палеогеографов, на протяжении последних 200 тысяч лет такая картина не претерпела больших изменений, то доказательства подмены названия Дуная,
Днепром, видно налицо.
Но где, и когда возникла эта легенда? Неужели посещение апостолом Андреем места, где после возник славный Киев-град - только миф?
Как оказалось, - не совсем! Ведь если апостол Андрей шел не по Днепру, а вверх по Дунаю,
он
все равно «предрекал» крещение
какой-то
земли на его
берегах и
грядущую славу ее новоявленной церкви! По какой земле, и какому народу он предсказал блестящее будущее?
Определить это не так сложно, как может показаться. Конечно, можно предположить, что в легенде, имя некого города было заменено - на Киев, точно так же, как Днепр заменил собой Дунай. Однако русские летописи донесли до нас смутное известие о существовании на Дунае какого-то «города Кия». Где он мог находиться, никто особенно не интересовался. Между тем болгарский филолог Н. Ковачев насчитал на территории современной Болгарии несколько десятков «Киевов». Следы древнейшего Киева на Дунае, по всей видимости, следует искать рядом или на месте современного города Руссе
- «города руссов».
Если же учесть, что древний путь по Дунаю в Северную Европу, во время переделки легенды, еще носил название «варяжского», совпадая на юге с древнейшим
- притом единственным путем с берегов Черного моря в Рим, то надо думать, апостол Андрей воспользовался именно этим, дунайским, путем для посещения «Вечного города» и встречи со своим братом Петром.
Другими словами, русский летописец в тексте легенды о хождении апостола Андрея заменил «Дунай» - «Днепром».
Но
где найти подтверждение, что в первоначальном тексте легенды значился не Днепр, а Дунай?
Для всех специалистов, изучающих литературное наследие учеников Константина-Кирилла и Мефодия, было загадкой отсутствие каких-либо литературных произведений, связываемых с именем Наума Охридского, одного из самых видных деятелей молодой болгарской церкви. Пока работая над рукописями библиотеки Зографского монастыря на Афоне, не был обнаружен канон, посвященный апостолу Андрею. И в акростихе канона прямо читалось имя Наума Охридского!
Само по себе это было открытием, но здесь привлекал,
«адресат» канона, заставлявший сразу же вспомнить о «хождении» апостола в Рим. Простым совпадением это быть никак не могло. Дело в том, что каноны пишутся не «вообще», а исключительно «по случаю». Таким «случаем» в жизни Наума Охридского, его товарищей и учителей стал день, когда они в Риме предстали перед папой Андрианом II с переведенными на славянский язык богослужебными книгами, которые тот благословил и разрешил к употреблению. После этого все отправились не в собор святого Петра, не в Латеранскую базилику или в другой столь же известный храм, а... в церковь святого Андрея, чтобы там совершить благодарственное богослужение на славянском языке!
И
такой выбор был не случаен. Думается, память об апостоле Андрее имела какое-то особенное значение для
них, как его последователей. Всю свою жизнь они словно бы шли по следам апостола, посещая те же места, где согласно церковному преданию ходил и учил он. Отсюда и путь по Дунаю в Рим, и первый благодарственный канон на славянском языке. Кому конкретно принадлежал первоначальный текст легенды о хождении апостола по Дунаю, дошедший до нас в измененном виде «Повести временных лет», сейчас сказать трудно. Но можно утверждать, что легенда эта вышла из-под пера учеников славянских первоучителей и впервые была записана только что изобретенными славянскими буквами. Более чем, вероятно, что она была написана в 868 году в Риме, как и канон, апостолу Андрею. Только потом, когда ученики Кирилла и Мефодия обосновались в Болгарии, легенда была включена в состав древнейшей славянской Космографии, до нас, к сожалению, не дошедшей, откуда и извлек ее в конце XI века один из первых наших «летосочинителей», перенеся и «путь» и «хождение» на территорию нашей днепровской Руси...
Киев воистину чудесный город! Город сказочный и волшебный!
Тайны, которые хранит земля наша, в том числе и история Киева, могут быть поставлены в один ряд с тайнами Атлантиды, Шамбалы, Беловодья. Перед этими тайнами меркнут тайны истории французского, английского двора…История города уходит в прошлое так далеко, что египетские пирамиды могут быть, если не детьми, то, во всяком случае – ровесниками культуры, которая процветала на этих землях тысячи лет тому назад. Но идя по пути поиска, надо ожидать и некоторых разочарований,
и сказание о посещение апостолом Андреем нашего города – это добрая легенда, к сожалению не получившая подтверждения.
Михаил Сорока
Использованная литература
.
1.Повесть временных лет.
2.Андрей Никитин. Ошибка древнего географа
3.Г.Вилинбахов.
Развенчанная легенда