Medem.kiev.ua



Google



Rambler's Top100


        

         

Невероятные хождения

  апостола Андрея

 

                  

« Проповедь апостола Андрея »

  худ. П.Бориспольц. Киев, Андреевская церковь.

  «Андрей про­поведовал в Синопе, потом пришел в Корсунь и, узнав, что вблизи Корсуня есть устье Днепровское, захотел пойти в Рим. Он пришел в Днепров­ское устье и оттуда пошел вверх по Днепру...»

  Далее рассказывается, как апостол побывал на месте, где позднее возник Киев, предсказал его будущую славу, посетил Новго­род, удивился их банному мытью и, «пойдя в варяги, пришел в Рим».

Вот так повеству­ет летописец «легенду об апостоле Андрее».

Согласно сказаниям каждый из двенадцати апостолов, распростра­нявших христианство, имел свой « удел », или « жребий », т.е. территорию, отведенную ему для миссионерской деятельно­сти. На ней он пропове­довал среди проживавших там наро­дов. Андрею, выпал жребий проповедовать хри­стианство по берегам Черного моря.

 

Поэтому для средневекового чита­теля было вполне естественно уз­нать, что, обнаружив путь «из грек в варяги», по которому можно дойти до Рима, Андрей отправился наве­стить своего брата Петра.

Но появляется вопрос о су­ществовании самого пути с берегов Черного моря в Рим именно по Днеп­ру. Ведь это все рано, что добираться из Киева в Москву через Уральские горы.

И если такой путь был, то, в какое время он существо­вал? В I веке нашей эры, когда «путешествовал» по нему апо­стол, или в конце XI века, когда была написана, как    полагают, ввод­ная часть «Повести временных лет»?

Но если такого пути не было, то летописец подрывает веру не только в собствен­ное творение, но и в дела апостоль­ские.

Тогда когда и по ка­кому случаю могла возникнуть на Руси легенда о хождении апостола Андрея? Если подобное путешествие имело место, то где пролегал этот путь?

  Почему путь «из варяг в греки» указан по Днепру, Только ли для того, чтобы апостол мог посетить место будущего Киева?

Конечно, если летописцу нужно было, во что бы то ни стало, показать, что Русскую землю, недавно крещенную, задолго до крещения, посещали апостолы, то на реальный маршрут можно было и не обращать внимания. Тем более что к концу XI века он был уже изрядно позабыт. Но тогда возможно, что ле­генда была заимствована летописцем с более ранних текстов и переделана на свой лад.

Попытаемся ответить на вопрос - почему переписчик отправил апо­стола в Рим вверх по Днепру, когда к этому времени был надежный, ис­пытанный путь вверх по Дунаю?

Как ни странно, один из ответов лежит в тех же списках «Повести временных лет», между упоминанием пути и легендой об апо­столе.

Автор послал апостола Андрея по тому самому пути, который до этого описал некий летописец. Но тот кто, переписывал ее текст из какого-то источника, в   географии разбирался плохо. Вот почему перед рассказом об апо­столе оказалась странная фраза, на которую никто не обращал внимания:

«А Днепр втекает в Поньтское море, ( то есть Черное ) тремя устьями, это море зовется Русским, по нему же учил святой Андрей, брат Петра, как я уже говорил».

Любой человек при взгляде на кар­ту может заметить, что Днепр впада­ет в Черное море только одним усть­ем. Но если посмотреть чуть западнее мы увидим   Дунай. Так вот   Дунай как раз и впадает тремя устьями, не считая многочис­ленных мелких проток. Если же к этому добавить, что, по данным палеогеографов, на протяжении послед­них 200 тысяч лет такая картина не претерпела больших изменений, то доказательства подмены названия Дуная,   Днепром, видно налицо.

                                                        

Но где, и когда возникла эта легенда? Неужели посещение апостолом Андреем места, где после возник славный Киев-град - только миф?

Как оказалось, - не совсем! Ведь если апостол Андрей шел не по Днепру, а вверх по Дунаю, он все равно «предрекал» крещение какой-то земли на его берегах и гря­дущую славу ее новоявленной церк­ви! По какой земле, и какому народу он предсказал блестя­щее будущее?

Определить это не так сложно, как может показаться. Ко­нечно, можно предположить, что в легенде, имя некого города было заме­нено - на Киев, точно так же, как Днепр за­менил собой Дунай. Однако русские летописи донесли до нас смутное известие о существовании на Дунае какого-то «города Кия». Где он мог находиться, никто особенно не ин­тересовался. Между тем болгарский филолог Н. Ковачев насчитал на тер­ритории современной Болгарии не­сколько десятков «Киевов». Следы древнейшего Киева на Дунае, по всей видимости, следует искать рядом или на месте современного города Руссе   - «города руссов».

Если же учесть, что древний путь по Дунаю в Северную Европу, во время переделки леген­ды, еще носил название «варяжского», совпадая на юге с древ­нейшим   - притом единственным путем с берегов Черного моря в Рим, то надо думать, апо­стол Андрей воспользовался именно этим, дунайским, путем для посеще­ния «Вечного города» и встречи со своим братом Петром.

Другими словами, русский лето­писец в тексте легенды о хождении апостола Андрея заменил «Дунай» - «Днепром».

Но   где найти подтвержде­ние, что в первоначальном тексте ле­генды значился не Днепр, а Дунай?

Для всех специалистов, изучающих литературное наследие учеников Кон­стантина-Кирилла и Мефодия, было загадкой отсутствие каких-либо литературных произведений, связываемых с именем Наума Охридского, одного из самых видных деятелей молодой болгарской церкви. Пока работая над рукопи­сями библиотеки Зографского мона­стыря на Афоне, не был обнаружен канон, посвященный апосто­лу Андрею. И в акростихе канона прямо читалось имя Наума Охридского!

Само по себе это было отк­рытием, но здесь привлекал,   «адре­сат» канона, заставлявший сразу же вспомнить о «хождении» апостола в Рим. Простым совпадением это быть никак не могло. Дело в том, что каноны пишут­ся не «вообще», а исключительно «по случаю». Таким «случаем» в жизни Наума Охридского, его товарищей и учителей стал день, когда они в Риме предстали перед папой Андрианом II с переведенными на славян­ский язык богослужебными книга­ми, которые тот благословил и разре­шил к употреблению. После этого все отправились не в собор святого Пет­ра, не в Латеранскую базилику или в другой столь же известный храм, а... в церковь святого Андрея, чтобы там совершить благодарственное бо­гослужение на славянском языке!

И   такой выбор был не случаен. Думается, память об апостоле Анд­рее имела какое-то особенное значе­ние для   них, как его последователей. Всю свою жизнь они словно бы шли по следам апо­стола, посещая те же места, где согласно церковному преданию ходил и учил он. Отсюда и путь по Дунаю в Рим, и первый благодарственный канон на славянском языке. Кому конкретно принадлежал перво­начальный текст легенды о хожде­нии апостола по Дунаю, дошедший до нас в измененном виде «Повести временных лет», сейчас сказать трудно. Но можно утверждать, что легенда эта вышла из-под пера уче­ников славянских первоучителей и впервые была записана только что изобретенными славянскими буква­ми. Более чем, вероятно, что она была написана в 868 году в Риме, как и канон, апостолу Андрею. Только потом, когда ученики Кирилла и Мефодия обосновались в Болгарии, легенда была включена в состав древнейшей славянской Космографии, до нас, к сожалению, не дошедшей, откуда и извлек ее в конце XI века один из первых наших «летосочинителей», пере­неся и «путь» и «хождение» на тер­риторию нашей днепровской Руси...

Киев воистину чудесный город! Город сказочный и волшебный!   Тайны, которые хранит земля наша, в том числе и история Киева, могут быть поставлены в один ряд с тайнами Атлантиды, Шамбалы, Беловодья. Перед этими тайнами меркнут тайны истории французского, английского двора…История города уходит в прошлое так далеко, что египетские пирамиды могут быть, если не детьми, то, во всяком случае – ровесниками культуры, которая процветала на этих землях тысячи лет тому назад. Но идя по пути поиска, надо ожидать и некоторых разочарований,   и сказание о посещение апостолом Андреем нашего города – это добрая легенда, к сожалению не получившая подтверждения.

 

 

                                                                                                  

Михаил Сорока

 

Использованная литература .

1.Повесть временных       лет.                                                                                                                                                                                                                                  

2.Андрей Никитин. Ошибка древнего географа

    3.Г.Вилинбахов. Развенчанная легенда

 

                                                                                      

             




Medem.kiev.ua
https://slav-beton.ru производство и продажа плиты канальные железобетонные.