Medem.kiev.ua



Google



Rambler's Top100


 

 

 

 

 

Оглянись назад — там безмерная бездна времени.

   Взгляни вперед — там другая беспредельность.

Марк Аврелий

 

 

 

 

 

Александр Горбовский
СТУЧАВШИЕ В ДВЕРИ БЕССМЕРТИЯ

НФ: Альманах научной фантастики
ВЫПУСК №9 (1970)

Главы из книги

ВЕК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

   Всех же дней Мафусаила было девятьсот шестьдесят девять лет…

Из Библии


 О том, в каких пределах может быть продлена человеческая жизнь, среди ученых нет единого мнения. По всей вероятности, это является не столько результатом противоречивых данных, сколько зависит от меры оптимизма. Лучше всего поэтому будет, если мы обратимся непосредственно к фактам и сообщениям, дошедшим до нас.
   В советской печати не раз писалось о случаях удивительного долголетия жителей нашей страны. Так, в Советском Союзе проживает 21 000 человек, достигших 100 лет, и около 600 — возраста свыше 120 лет.
   Факты подобного долголетия известны и далеко за пределами нашей страны. В 1965 году в Кении умер человек по имени Атамбала, оставивший 10 безутешных вдов и 105 детей. Такое количество детей объясняется, однако, не только числом жен, но и тем, сколько лет имел Атамбвла а своем распоряжении. Жил же он достаточно долго-140 лет.
   Правда, это далеко не рекорд. Один индонезийский крестьянин с острова Суматра прожил 194 года. Основываясь на этих сообщениях, логично было бы предположить, что жизнь в тропиках необычайно способствует долголетию. Однако это опровергается записью в английских церковных книгах, согласно которой некий Томас Карне прожил на туманных берегах Темзы ни много ни мало 207 лет. За время его жизни сменилось 12 английских королей.
   Не менее удивительные свидетельства находим мы в прошлом. Так, Демосфен пишет о царе Литориусе, также дожившем до двухсотлетнего возраста. Другие авторы упоминают Эпименида, известного поэта с острова Крит, который смог продлить свою жизнь до 300 лет. Но и эта дата не является пределом. Португальский придворный историк рассказывает в своей хронике о некоем индийце, с которым он лично беседовал и встречался и которому было в то время якобы 370 лет.
   Следует заметить, впрочем, что подобные сообщения несколько напоминают известный софизм Евбулда. «Составляет ли одно зерно кучу?» — спрашивает он. «Нет» — «А еще одно зерно?» — «Также нет». Вопрос повторяется много раз, пока в итоге не оказывается куча.
   Точно так же, если один человек прожил 207 лет, почему другой не может дожить до 208? А если кто-то может дожить до 208 лет, то третий способен дожить и до 209 лет. Иными словами, прибавляя по одному году, мы никогда не достигнем той черты, когда следовало бы с полной уверенностью сказать: «Это исключено!»
   Если бы спросили, что думает по этому поводу сам автор, то его позицию можно сформулировать примерно так. Как известно, абсолютное знание (или абсолютная истина) не может быть исчерпано, путь к нему бесконечен. Сейчас мы находимся где-то на отрезке этого бесконечного пути. Нам известно, сколь недавно началась эпоха человеческого познания. Следовательно, часть, которая осталась позади, должна быть несоизмеримо меньше той, которая находится впереди. Поэтому, чем дальше от наших сегодняшних представлений то или иное допущение, тем ближе должно быть оно к истине.
   Автор отлично понимает, что это положение является достаточно спорным. Однако, согласно соображению, изложенному выше, именно это должно свидетельствовать в пользу его истинности.
   Итак, сделав эту оговорку и резервировав тем самым место для скепсиса тех, у кого он окажется, мы хотим вернуться к нашей теме и сообщить о книге, вышедшей в Турине в 1613 году и содержащей биографию одного жителя Гоа, дожившего почти до 400 лет. Близки к этой цифре и даты жизни одного мусульманского святого (1050–1433 гг.), также жившего в Индии. И сейчас в Раджастане (Индия) бытует предание об отшельнике Мунисадхе, еще в XVI веке удалившемся в пещеры возле Дхолапура и скрывающегося там якобы до сих пор.
   Роджер Бэкон в своем сочинении «De secretis operibus» рассказывает об одном немце, по имени Папалице, который, много лет проведя в плену у сарацин (арабов), узнал тайну изготовления какого-то снадобья, благодаря которому дожил до 500 лет. До стольких же лет, по свидетельству Плиния, удалось продлить свою жизнь и некоему иллирийцу.
   Однако самое странное сообщение связано с именем индийца Тапасвиджи, о котором мы уже упоминали. Он сообщает о встрече у отрогов Гималаев со стариком-отшельником, который выглядел чрезвычайно бодрым и энергичным. Но удивительное дело, отшельник не говорил ни на одном из современных индийских языков, изъясняясь только на санскрите, языке древней Индии. Из рассказа старика выяснилось, что с тех пор, как он пришел сюда, прошло 5000 лет. Продлить свою жизнь до таких пределов ему удалось якобы благодаря составу, тайной которого он владел.
   Однако как ни велики эти сроки, все это еще не само бессмертие, это лишь какие-то пути к нему, подходы, дальние ступени. Вот почему ученые и фанатики, философы и безумцы, цвет человеческой мысли, равно как и ее отбросы, так упорно продолжали искать некое средство, единственное, способное даровать вечную жизнь, — эликсир бессмертия. Они отдавали этим поискам годы, десятилетия. Иногда целую жизнь.

 

ЖИВУЩИЕ ВЕЧНО?

 Я плачу о бессмертном человеке…

А. Адалис

 

Аполлоний Тианский (Jacques Boissard, "De Divinatione et Magicis").

 
   
   Среди великого множества стучавшихся в двери бессмертия лишь нескольким, как утверждает традиция, удалось войти в эту дверь. Поистине много званых, но мало избранных. Эти немногие и сейчас якобы живут среди людей, тщательно оберегая свою тайну.
   В 1000 году известный арабский ученый Аль Бируни писал о некоем Элиасе, нашедшем путь к бессмертию еще в древности и продолжавшем жить и в его время. Аль Бируни назвал Элиаса «вечноживущим».
   Среди других, кого можно было бы вспомнить в этой связи, одним из первых приходит на ум философ пифагорейской школы Апполоний Тианский. Вот что рассказывает о нем в своей диссертации Д. И, Писарев.
  В самой ранней молодости он отказался от мясной пищи, считая ее «нечистой и омрачающей ум», стал ходить босиком, обходился без шерстяного платья и т. д. Наложив на себя обет молчания, он хранил его пять лет.
  
  

 В поисках высшего знания Апполоний Тианский отправился в Индию, известную своими отшельниками, учеными и тайными науками. По пути к нему присоединился попутчик Дамид.

 
- Пойдем вместе, Апполоний. Ты увидишь, что я способен принести пользу. Хотя я и немного знаю, однако знаю дорогу в Вавилон и города по этой дороге. Знаю я, наконец, языки варваров, сколько их есть. Одним языком говорят армяне, а другим — мидяне и персы, а третьим — кадуяне. Я все эти языки знаю...
 
 
     — И я, дорогой мой, — возразил Апполоний, — знаю все языки, хотя ни одному из них не учился. Дамид выразил удивление.
   — Ты не удивляйся, — заметил философ, — что я знаю все языки людей. Я и то знаю, что умалчивают люди.
   Вернувшись из Индии, Апполоний совершил много удивительных вещей, которые остались в памяти его современников. Во времена Нерона он побывал в Риме, посетил Египет, Сицилию, Гибралтар.
   Он пережил пять римских императоров, и когда воцарился шестой, Апполоний Тианский уже семидесятилетним старцем возвратился в Рим. Здесь по приказу императора Домициана он был схвачен и заключен в тюрьму. Желая показать всем беспредельность своей власти, император приказал организовать суд над ним, чтобы в лице философа покарать само инакомыслящее начало. В назначенный день и час в великолепно убранном зале собрались все знатнейшие граждане города. Под усиленной охраной был введен Апполоний. Но в самый разгар суда, когда прокурор с пафосом клеймил его, обвиняя в чернокнижии и неуважении к императору, на глазах у всех Апполоний исчез из переполненного зала.
   В тот же день, несколькими часами позднее, люди, знавшие Апполония, видели его якобы на расстоянии трех дней пути от Рима.
   Последние годы Апполоний Тианский провел в Греции, где ом жил при храме. Странно, однако, что остались неизвестны время и место смерти этого философа. Не было известно это и его современникам. В анналах истории он числится «без вести пропавшим». Вот почему, помня о многих других удивительных вещах, которые совершал этот человек, молва приписала ему еще одно качество бессмертие.
   Ряд веков считалось, что Апполоний, избежав смерти, продолжает скрываться где-то среди людей. Прошло около тысячи лет, прежде чем слух этот, казалось бы, подтвердился. Впрочем, можно ли считать это подтверждением?
   Жалкий глупец, неужели ты настолько наивен, что думаешь, будто каждое наше слово следует понимать буквально, и что мы откроем тебе самую удивительную из тайн!

Артефиус

   В XII веке жил философ и алхимик, называвший себя Артефиусом. До нас дошли два его труда — сочинение о философском камне и трактат о путях продления жизни. Кроме того, он известен тем, что по мнению современников, ему принадлежит право считаться не кем иным, как самим Апполонием Тианским.
   Так думали не только современники. Когда появилось книгопечатание и трактат Артефиуса о бессмертии увидел свет, в предисловии к нему говорилось, что автор имел особые основания для того, чтобы написать эту книгу, поскольку к тому времени, когда он сделал это, сам он прожил уже 1025 лет.

   Через пятьсот лет появляется личность не менее загадочная и странная человек, также знающий якобы путь, ведущий к бессмертию. Он называет себя графом Сен-Жерменом.

   Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного! Вы знаете, он выдавал себя за вечного жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня и прочая и прочая.

А. С. Пушкин

  
Граф Сен-Жермен
 
 В 1750 году граф объявляется в Париже внезапно, не имея ни прошлого, ни даже какой-либо мало-мальски правдоподобной истории, которая могла бы сойти за прошлое. Словно где-то в стене вдруг открылась дверь и из нее вышел этот человек только для того, чтобы, когда придет время, снова исчезнуть за той же дверью. И о нем самом, и о происхождении его фантастического богатства сегодня мы знаем так же мало, как и те, кто были его современниками.
   

Уникальная фотография:

Слева направо: Джуал Кхул, Эль - Мория, Сен Жермен-
трое Великих Владык и Е.П.Блаватская
Фото конца 19 века. Из музея Рерихов

О себе граф предпочитал не говорить, но иногда, словно случайно, «проговаривался». И тогда из слов его явствовало, что ему случалось лично беседовать с Платоном, с Сенекою, знать апостолов, присутствовать на пире Сарданапала и т. д. Всякий раз, однако, граф спохватывался, как человек, сказавший лишнее.

   Принятый в лучших домах, он очаровывал всех своими манерами, удивительной эрудицией и необычайной осведомленностью о прошлом. Его появление приводило в изумление, и растерянность пожилых аристократов, которые припоминали вдруг, что видели уже этого человека, видели давно, в детстве, в салонах своих бабушек. И с тех пор, поражались они, он совершенно не изменился внешне.  
Сам Сен-Жермен не поддерживал подобных разговоров, но и не опровергал их.  
Эти смутные толки, догадки и разговоры породили слух, что графу известна тайна эликсира бессмертия.
Об этой тайне графа почтительно упоминала весьма респектабельная газета «Лондон Кроникл» от 3 июня 1760 года в связи с посещением Сен-Жерменом Лондона. В статье, выдержанной почти в благоговейных тонах, перечислялись высокие достоинства графа и говорилось о
 его мудрости, открывшей ему тайну эликсира вечной жизни. Об этом эликсире для своего короля и возлюбленного тщетно умоляла его «первая дама Франции» госпожа Помпадур.  
 В протоколах суда инквизиции над Калиостро сохранился рассказ Калиостро о посещении им Сен-Жермена в Гольштинии, куда тот переехал позднее. Калиостро утверждал, будто видел сам сосуд, в котором граф хранил эликсир бессмертия.
   Переезд Сен-Жермена в Гольштинию был внезапен и необъясним. Вопреки покровительству госпожи Помпадур, вопреки величайшему почтению, которым окружил его король, этот странный человек неожиданно исчезает из Парижа, с тем чтобы некоторое время спустя объявиться вдруг в Гольштинии, где в полном одиночестве в своем замке он проводит несколько лет. Там же он и умер, как утверждали некоторые, в 1784 году.
   Правда, история жизни Сен-Жермена не прерывается на этой дате. Сначала она имела несколько неожиданное продолжение в прошлом. Оказывается, того, кто называл себя графом Сен-Жерменом и внезапно, словно из небытия, возник в 1750 году в Париже, до этого видели в Англии, знали в Голландии, помнили в Италии. Он жил там под разными именами и титулами. И, если бы не свидетельства его современников, можно было бы думать, например, что маркиз Монтфера, граф де Беллами и тот же граф Сен-Жермен — разные лица. Но все это не так удивительно, как то, что после смерти графа (или мнимой его смерти) нашлись люди, которые снова видели этого человека. В годы французской революции его опознали якобы в одной из тюрем, где содержались аристократы.
   Затем на несколько десятилетий все следы этой личности теряются, пока в последние годы правления Луи-Филиппа в Париже не появляется человек, скрывавшийся под именем майора Фразера. Несмотря на свое английское имя, он не был англичанином. Жил он один, имел неограниченные средства, об источнике которых, так же как и о происхождении его самого, ничего не было известно. Иногда, когда он говорил о прошлом, об эпохах самых отдаленных, собеседникам, как утверждали они, казалось, что они слышат не пересказ чего-то читаного, а воспоминания очевидца.
   Так и не удалось установить, кем был этот человек, сообщение о котором дошло до нас только потому, что в то время нашлись люди, отождествлявшие его все с тем же бессмертным графом Сен-Жерменом.
   В свое время Наполеон III, который проявлял повышенный интерес к этой личности, приказал собрать свидетельства и все, что сохранили архивы, о Сен-Жермене. Это было сделано, но… помещение, где хранились с трудом отысканные бумаги, сгорело дотла, и документы безвозвратно погибли. В итоге отделить правду от лжи, истинные свидетельства от вымысла оказалось еще труднее.
   В 1938 году в печати промелькнуло сообщение, что этот ставший легендарным человек останавливался якобы в одном из отелей Венеции.
   Попытаемся, однако, на минуту допустить невозможное. Представим себе, что из тысяч и сотен тысяч искавших эликсир бессмертия одному удалось найти некое средство неограниченного продления жизни. То, что неограниченное удлинение жизни возможно, не отрицается современной наукой. Зададим себе вопрос: как мог бы вести себя человек, убедившийся, что подобное средство действительно у него в руках?
   Очевидно, ему предстоял нелегкий выбор: либо скрыть его от людей, либо сделать всеобщим достоянием.
   Как мы знаем, последнего не произошло. И сегодня нам трудно представить себе все последствия, если бы это случилось. Остается первое — скрыть от людей. Как бы вел себя человек в этом случае? Очевидно, он старался бы не привлекать к себе надолго внимания, менял бы имена, переезжал бы из страны в страну, лишь изредка рискуя на какое-то время появляться на поверхности жизни.
   Но насколько мы знаем, такая линия поведения полностью соответствует тому немногому, что нам известно об Артефиусе, Сен-Жермене, о тех или том, кто скрывался под этими именами.
   Правда, мы забыли еще об одной возможности. Об отказе от бессмертия. Сколь бы странной ни показалась эта мысль на первый взгляд, но именно так поступил, как утверждают легенды, царь Соломон. Когда ему был предложен эликсир бессмертия, он отказался принять его, потому что не хотел пережить тех, кто был близок ему и кого он любил. Эта легенда, в основании которой лежит грустная мысль о том, что бессмертие может оказаться проклятием, предвосхищает чем-то предание о «вечном жиде», об Агасфере.
 
БРЕМЯ БЕССМЕРТИЯ
 
… Красивая и жуткая легенда о человеке, который извечно ходит по земле, бессмертно живет среди людей, являясь свидетелем их заблуждений и ошибок, радостей и горя, глупости и зверства.
… М. Горький

 

 Предание гласит, что когда Христа вели, чтобы предать мучительной казни, он нес на себе тяжкий деревянный крест. Путь его к месту распятия был тяжел и долог. Изнемогающий, он хотел было прислониться к стене дома, чтобы передохнуть, но хозяин этого дома Агасфер не разрешил;
   — Иди! Иди! — прикрикнул он под одобрительные возгласы фарисеев. — Нечего отдыхать!
   — Хорошо, — разжал спекшиеся губы Христос, — Но и ты тоже всю жизнь будешь идти. Ты будешь скитаться в мире вечно, и никогда не будет тебе ни покоя ни смерти.
 

Гюстав Доре, Вечный Жид

 Возможно, предание это было бы в конце концов забыто, как и многие другие, если бы на протяжении ряда веков не появлялся какой-то человек (или разные люди), которых многие отождествляли с личностью бессмертного Агасфера.

   О нем писал итальянский астролог Гвидо Бонатти, тот самый, которого Данте в своей «Божественной комедии» угодно было поместить в аду. В 1223 году Бонатти встретил его при испанском дворе. По его словам, человек этот был в свое время проклят Христом и поэтому не мог умереть.
Пятью годами позднее о нем упоминает запись, сделанная в хронике аббатства св. Альбана (Англия). В ней говорится о посещении аббатства архиепископом Армении. На вопрос, слышал ли он что-нибудь о бессмертном скитальце, архиепископ отвечал, что не только слышал, но и несколько раз лично разговаривал с ним.
 
    Человек этот, по его словам, находился в то время в Армении, он был мудр, чрезвычайно много повидал и много знает, в беседе, однако, сдержан и рассказывает о чем-нибудь, только если его об этом спросят. Он хорошо помнит события более чем тысячелетней давности, помнит внешность апостолов и многие подробности жизни тех лет, о которых не знает никто из живущих ныне.
   Следующее сообщение относится уже к 1242 году, когда человек этот появился во Франции. Затем наступило молчанке, которое было нарушено только через два века.
   В 1505 году Агасфер объявился в Богемии, через несколько лет его видят на Арабском Востоке, а в 1547 году он снова в Европе, в Гамбурге.
   О встрече и разговоре с ним рассказывает в своих записках епископ Шлезвига Пауль фон Эйтзен (1522–1598 гг.). По его свидетельству, человек этот говорил на всех языках без малейшего акцента, вел замкнутый и аскетический образ жизни. У него было только то, что было надето на нем; если кто-нибудь давал ему деньги, он тут же до последней монеты все раздавал бедным. В 1575 году его видели в Испании и беседовали с ним Кристофер Краузе и Якоб Хольстейн, папские легаты при испанском дворе. В 1599 году его видели в Вене, откуда он направляется в Польшу, собираясь добраться до Москвы. Вскоре он действительно оказался в Москве, где многие также разговаривали с ним.
   В 1603 году на обратном пути он появляется в Любеке, что было засвидетельствовано бургомистром Колерусом, историком и богословом Кмовером и другими официальными лицами. «Die 14 januarii Anno MDCIII, — гласит городская хроника, — adnotatum reliquit Lubekae fuisse Judaem illum immortalem, que se Christi crucifixioni interfuisse affirmavit».
   В 1604 году мы находим эту странную личность в Париже, в 1633 — в Гамбурге, в 1640 — в Брюсселе. В 1642 году он появляется на улицах Лейпцига, а в 1658 году — в Стратфорде.
   Когда в конце XVII века вечный странник снова объявился в Англии, скептически настроенные англичане решили проверить, действительно ли он тот, за кого его принимают. Оксфорд и Кембридж прислали своих профессоров, которые устроили ему пристрастный экзамен. Однако познания его в древнейшей истории, в географии самых отдаленных уголков Земли, которые он посетил или якобы посетил, были поразительны. Когда ему внезапно задали вопрос на арабском, он без малейшего акцента отвечал на этом языке. Он говорил чуть ли не на всех языках, как европейских, так и восточных.
   Вскоре человек этот появляется в Дании, а затем в Швеции, где следы его снова теряются.
   Впрочем, упоминание об этой загадочной личности мы встречаем и позднее. В 1818, 1824 и 1880 годах он же или некто, выдававший себя за него, появляется в Англии…
   Последнее из известных нам упоминаний об этом человеке отстоит от нас менее чем на сто лет. В тот день издававшаяся в Соединенных Штатах газета «Дезерт Ньюс» поместила заметку о посещении арендатора О‘Гради человеком, назвавшимся Агасфером. В память о своем приходе он оставил арендатору томик Талмуда.
   Эта странная фигура встречается, однако, не только на страницах исторических хроник и в воспоминаниях очевидцев. Агасфер в литературном, естественно, преломлении появляется в драмах Шиллера, в стихах Гёте, Беранже и Шелли. О нем писали Жуковский и Пушкин. Он стал героем известного и до сих пор читаемого романа Эжена Сю, Не удивительно поэтому, что личность его стала восприниматься первую очередь как персонаж чисто литературный. Агасфер занял место где-то по соседству с графом Монте-Кристо и Дон Кихотом.
   Однако до того, как стать обитателем бумажных страниц и героем книжных полок, Агасфер, как мы видели, воспринимался как личность историческая и вполне реальная. Именно это обстоятельство сделало возможным, например, появление такой работы, как диссертация немецкого ученого Миттернахта, написанная в XVII веке. На 450 страницах своего трактата Миттернахт во всеоружии науки своего времени на примере Агасфера подробно разбирал вопрос о возможности человеческого бессмертия.

 

     

                                              Тайна эликсира

                          

Известный маг и алхимик Калиостро, которого тоже причисляют к бессмертным, состав своего магического зелья не открыл (может, и слава Богу), но описал его действие. Приняв первую порцию лекарства, человек «теряет сознание на три дня, в течение которых он часто чувствует судороги, конвульсии, на его теле выступает испарина». На тридцать шестой день процесса принимается остаток лекарства, после чего человек засыпает глубоким сном. Во время сна с него сходит кожа, выпадают зубы и волосы. Все это отрастает вновь на протяжении нескольких часов. Утром сорокового дня пациент встает полностью омоложенным.

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ЛИ

  

Имя при рождении:

Ли Цинъюнь (李清雲)

Дата рождения:

май 1677 или 1680 года

Место рождения:

провинция Сычуань, Китай

Дата смерти:

6 мая 1933 года

Место смерти:

провинция Сычуань, Китай

Гражданство:                    

Китаец

 

Профессия:

Профессор

Карьера:

преподавал с 1927 по 1932 годы

Считается, что Ли Цинъюнь родился в 1677 году в Цицзянсяне, провинция Сычуань. Большую часть жизни он провёл в горах Сычуаня, собирая лечебные травы и постигая тайны долголетия. В 1748, когда Ли Цинъюню был 71 год, он переехал в Кайсянь, чтобы присоединиться к китайской армии в роли учителя боевых искусств и военного советника.

В 1927 Ли Цинъюнь был приглашен в Ваньсянь к губернатору Сычуаня генералу Ян Сэню. Генерал был восхищён моложавостью, силой и мастерством Ли при невероятном возрасте последнего. Во время этого визита была сделана знаменитая фотография сверхдолгожителя. После этой встречи Ли Цинъюнь вернулся в родные края и, 6 лет спустя, скончался. Существует легенда, что перед смертью он сказал друзьям «Я сделал всё, что должен был сделать в этом мире. Я отправляюсь домой» и после этого испустил дух.

После смерти Ли генерал Ян Сэнь решил  узнать правду о его жизни и возрасте. Он сделал записи, которые позже были изданы. В 1933 люди взяли интервью у родственников и детей Ли. Одни говорили, что он был старый всегда, сколько они себя помнят, другие сообщили, что он дружил с их дедушками.

Тайна его долголетия вряд ли будет разгадана. И хотя некоторые историки утверждают, что такой человек действительно существовал, большинство данных не позволяют считать историю о нём чем-то иным, нежели мифом. Одно из возможных объяснений зарождения легенд о Ли Цинъюне — знакомство некоторых жизнеописателей с разными представителями одной династии, возможно и отличавшихся долгожительством в разумных пределах. Наиболее вероятное же объяснение — искажение фактов на этапе сбора разрозненных сведений.  

По слухам у него было 200 потомков и 24 жены, 23 из которых он пережил, а 24-я стала его вдовой. И это вполне возможно, если он и вправду жил 256 лет. На вопрос о секрете долголетия он ответил:

удерживайте тише сердце,
сидите как черепаха,
идите бодрым подобно голубю
и спите подобно собаке.

Довольно тяжело понять, что он имел в виду. Известно лишь, что на протяжении всей жизни он выполнял специальные дыхательные упражнения, а также пил настой из трав, рецепт которого утрачен или неизвестен.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8_%D0%A6%D0%B8%D0%BD%D1%8A%D1%8E%D0%BD%D1%8C      

 

Любви все возрасты покорны!

Житель Сомали Ахмед Мухамед Доре, которому «стукнуло» 112 лет, женился на девушке, которая моложе его на 95 лет. Пара живёт в любви и согласии и планирует родить в ближайшее время двоих детей.

Заметим, что у «молодого» уже есть дети от предыдущих браков, и их - ни много ни мало – 18! «Сегодня, - говорит молодожён, - Аллах помог воплотить мою мечту и позволил сочетаться законным браком ещё раз».

При этом Доре понимает, что приглянувшаяся девушка годится ему в праправнучки, однако все это время он терпеливо ждал, когда Сафия вырастет, чтобы сделать ей предложение по шариату. «Я не принуждал свою возлюбленную идти со мной под венец, - говорит он, - но использовал весь свой опыт, чтобы убедить ее в своей любви».

Похоже, ему это сделать удалось. И по словам родственников Сафии, она со своим мужем счастлива.

Воистину любви все возрасты покорны!

 

http://www.myjane.ru/news/text/?id=17980                             

 

Бессмертие - возможно ли физическое бессмертие человека?

Людям всегда казалось, что отпущенного им для жизни времени слишком мало. Это подталкивало человека на поиски методов, с помощью которых он мог бы продлить свою жизнь или сделать ее бесконечной - обрести бессмертие.

Бессмертие в легендах

В исторических источниках существуют упоминания о подобных методах. Древнеиндийский эпос “Махабхарата” повествует о соке таинственного дерева, продлевающем жизнь до десяти тысяч лет. В Древнегреческих письменах утверждалось, что существует некое “древо жизни”, способное возвратить человеку молодость.

В трудах средневековых алхимиков описывались исследования, направленные на поиски “философского камня” (лат. lapis philosophorum), якобы превращающего металлы в золото, а также излечивающего от всех болезней и дарующего бессмертие (приготовление из него золотого напитка, aurum potabile). На Руси в былинах воспевалась “живая вода”, способная воскрешать людей из мертвых.

Вызывает интерес легенда о Святом Граале - Чаше, высеченной из цельного кристалла изумруда и обладавшей магическими свойствами. Святой Грааль (по одной теории) излучал волшебный свет и наделял своих защитников вечной молодостью и бессмертием. Слово “Грааль” имеет различные значения: от старо-французского San Graal, San Gréal - искаженное “царская кровь” (Sang Réal), подразумевается кровь Иисуса Христа; Gradalis - от Graduate (церковное песнопение); Gradalis - от Cratalem (греч. xpcfrfis - большой сосуд для смешения вина с водой) и другие значения…

Но до сих пор ни “древо жизни”, ни “философский камень”, дарующий бессмертие, ни источник “живой воды”, ни Святой Грааль найдены не были. Однако, поиски эликсира бессмертия продолжаются и сейчас.

Бессмертие и современная наука

Современная наука активно занимается исследованиями возможности вечной жизни и уже добилась некоторого успеха в этой области. Самыми перспективными представляются три направления этих исследований:

  • стволовые клетки,
  • генетика,
  • нанотехнологии.

Наука о бессмертии (“иммортология”, от лат. im – “без”, mors, mortis – “смерть”, термин ввел Игорь Владимирович Вишев, доктор философских наук) также рассматривает следующие направления: понижение температуры тела, трансплантология, крионика (бессмертие через замораживание - криосохранение), смена “носителя сознания” (клонирование) и другие.

Понижение температуры тела как один из путей достижения бессмертия активно исследуется в Японии. Опыты на мышах показывают, что охлаждение температуры тела на полградуса увеличивает срок жизни на 12-20%. При понижении температуры тела на один градус, по подсчетам японских ученых, срок человеческой жизни продлевается на 30-40 лет.

Путь к бессмертию - стволовые клетки?

Ученые установили, что одним из методов омоложения организма являются стволовые, или, как их еще называют, полипотентные клетки. Термин “стволовые клетки” (англ. stem cell) ввел в 1908 году А.А. Максимов. В ходе своих исследований он пришел к выводу, что в организме человека на протяжении всей его жизни сохраняются универсальные недифференцированные клетки, способные трансформироваться в любые органы и ткани.

Полипотентные клетки образуются еще при зарождении человека, и из них развивается весь организм. Ученые разработали методики размножения стволовых клеток в лабораторных условиях, научились выращивать из них различные ткани и даже органы.

Стволовые клетки способны стимулировать клеточную регенерацию и восстанавливать практически любое повреждение в организме, однако все это не может полностью побороть старение и имеет лишь временный омолаживающий эффект. Дело в том, что в процессе старения ключевую роль играют изменения, происходящие в геноме человека.

Биологические часы человека

Ученые установили, что во всех клетках существуют некие “биологические часы”, отмеряющие их время жизни. В качестве таких “биологических часов” выступают теломеры - участки ДНК из повторяющихся последовательностей нуклеотидов TTAGGG, находящиеся на концах хромосом. С каждым делением клетки теломеры становятся всё короче. И когда теломеры укорачиваются до предельного размера, в клетке срабатывает механизм, приводящий ее к запрограммированной гибели - аппоптозу.

Существует интересный факт: в раковых клетках работает специальный фермент, называемый теломеразой, и отвечающий за надстройку теломеров. Таким образом, раковые клетки способны восстанавливать длину теломеров, делиться практически неограниченное количество раз и не подвергаться процессам старения. Если в здоровую клетку ввести последовательность ДНК, кодирующую фермент теломеразу, эта клетка приобретет выше перечисленные характеристики, но, в то же время, станет раковой.

Ген старения - P 16

Однако, как оказалось, старение клеток зависит не только от укорачивания теломеров. Китайские ученые во главе с профессорами медицинской академии при Пекинском университете обнаружили ген “P 16″, отвечающий за старение клеток. В ходе исследований выяснилась не только прямая связь гена “P 16″ с процессами старения, но и его способность оказывать влияние на длину теломеров.

Китайские ученые доказали, что сдерживание активности гена “P 16″ может не только продлить жизнь клетки, но и уменьшить степень сокращения теломеров. Из этого следует, что процессы старения заложены в генетической программе клеток, и для того, чтобы сделать клетки бессмертными, в них нужно заблокировать ген “Р 16″. Предполагается, что ученые получат возможность блокировать гены организма с развитием нанотехнологий.

Считается, что процесс старения регулируется наследственностью человека примерно на 25%.

Нанотехнологии - путь к бессмертию

Нанотехнологии (англ. nanotechnology) являются очень перспективным направлением исследований и способны открыть людям невероятные возможности. Методами нанотехнологии можно создавать нанороботов, сопоставимых по размеру с биомолекулами.

Нанотехнологии - путь к бессмертию. Nanotechnology

Нанотехнологии - путь к бессмертию. Иллюстрация с сайта bradfuller.com

Предполагается, что нанороботы, находясь внутри человеческого организма, будут способны устранять все повреждения, возникающие в клетках. Принцип работы нанороботов заключается в механическом воздействии на клеточные структуры или создании локальных электромагнитных полей, инициирующих химические изменения в биомолекулах.

Молекулярные роботы будут способны не только стимулировать регенерацию, но и осуществлять репарацию (починку) клеток, удалять из организма накопившиеся вредные продукты обмена, корректировать повреждения в генетическом материале клеток, нейтрализовать губительные для организма свободные радикалы, являющиеся продуктами многих биохимических реакций, а так же включать или блокировать какие-либо гены, совершенствуя организм.

Область применения нанороботов безгранична. Ожидается, что они смогут обеспечить человеку физическое бессмертие. Но это дело будущего. Нанотехнологии требуют развития и дальнейших исследований.

Крионика и бессмертие

А пока существует лишь один способ сохранить свое тело до того момента, когда наука достигнет возможности корректировать все изменения организма, связанные с болезнями и старением. Это крионика (англ. cryonics) - развивающееся направление, которое состоит в том, чтобы сохранить тела обреченных на смерть от несчастного случая, болезни или старости людей до момента, когда наука получит возможность восстанавливать все жизненно важные функции организма, лечить все болезни и побороть старение.

Такое сохранение предполагает создание условий, при которых тело не будет подвержено разложению микроорганизмами, а это достигается при заморозке до температуры жидкого азота (-196 градусов по Цельсию). Но тут возникает вопрос: тело будет уже без Души (?), значит это будет уже не человек…

Всего в “клубе бессмертных” сейчас более 200 членов (их точное число и имена - коммерческая тайна). По слухам, в рядах замороженных-бессмертных могут быть Уолт Дисней (Walt Disney), Сальвадор Дали (Salvador Dali).

Автор статьи: Зайцев Александр Сергеевич

 

На Земле обнаружен бессмертный организм

Вид медузы–гидроида Turritopsis nutricula является уникальным существом. Это единственный на планете организм имеющий бесконечный жизненный цикл.

Дело в том, что данный вид медуз возвращается к ювенильной стадии. При этом, как известно
обычные медузы гибнут после размножения, однако Turritopsis умеет возвращаться из "взрослой" стадии медузы к "детской" стадии полипа. Теоретически, этот цикл способен повторяться до бесконечности, это и делает данное существо потенциально бессмертным.

В диаметре эти медузы около 4—5 мм. Имеют куполообразную форму с тонкими стенками. Молодые особи имеют только 8 щупалец, тогда как взрослые — около 80—90 щупалец. Turritopsis nutricula водятся в теплых тропических водах, однако ученые подозревают, что этот вид распространяется и в других регионах.

Между тем, медузы и гидры давно уже попали в поле зрение биологов и генетиков, которые надеются с помощью этих существ раскрыть секреты процесса старения. Теория о "биологическом бессмертии" гидры была выдвинута еще в XIX веке, а в конце 1990-х было экспериментально доказано, что гидры не умирают из-за старения

http://www.liveinternet.ru/users/fve_mariya/post121954626/

Бессмертные медведи-мутанты живут среди нас

С древних времен люди желали победить смерть. Почему-то вечная жизнь всегда казалась им весьма привлекательным способом существования. При этом мечтатели считали, что обретя бессмертие, они все время будут полны сил и здоровья, что позволит вести активный образ жизни.

                                           

Тем не менее, когда на нашей планете наконец-то обнаружили бессмертных существ, всех тех, кто мечтал о вечной жизни, постигло разочарование. Потому что активным образ жизни этих существ (их также называют "маленькими эльфами")назвать никак нельзя - больше ее половины они проводят в глубокой спячке.

Речь идет о самых загадочных животных, обитающих на нашей планете — тихоходках. Несмотря на то, что эти милейшие твари обладают ничтожно маленькими размерами (в среднем от 0,2 до 1,5 миллиметров), люди узнали про них довольно давно. Впервые этих существ в конце XVII века увидел в каплях воды, собранных с крыши, изобретатель микроскопа А. Левенгук. Ученого поразил внешний вид этих животных, и он назвал их "маленькими водяными медведями".

Действительно, тихоходки внешне весьма похожи на странных мишек-мутантов. По бокам их плотного массивного тела расположено 3 пары толстых ножек, снабженных несколькими острыми коготками (и еще одна пара ног имеется сзади). Сходство довершает округлая, абсолютно медвежья голова с парой крупных, лукавых глаз.

Тихоходками этих существ назвали за оригинальную походку — они ходят как медведи, переваливаясь с боку на бок. Впрочем, медлительными они никак не являются — средняя скорость передвижения "маленького эльфа" равна 2-3 миллиметрам в минуту (получается, что за это время тихоходка проходит расстояние, равное 5-10 размерам ее тела, это сравнимо со скоростью ходьбы человека).

Излюбленные места обитания наземных тихоходок — влажные мхи и лишайники, причем эти существа живут в моховых подушках и лишайниковых обрастаниях не только на почве, но и на скалах, на деревьях, в водостоках крыш и т. п. Также эти микроскопические медвежата являются обычными обитателями мха, растущего в цветочных горшках. Однако среди этих существ есть жители морей, рек и горячих источников.

В основном, тихоходки являются хищниками. В их горле находятся два острых выдвигающихся кинжала, которыми животное пронзает покровы своих жертв. После чего, подобно вампиру, высасывает из добычи все содержимое. Любопытно, что некоторые из тихоходок подобным образом поступают не с животными, а с растениями.

                                        

Несмотря на ничтожные размеры "маленьких эльфов", убить их весьма непросто. У этих животных есть одна замечательная особенность - способность переносить длительное высыхание. Обычно тихоходки, когда условия их существования становятся совсем невыносимыми (например, температура окружающей среды повышается на пару градусов), втягивают в себя лапки, съеживаются и превращаются в маленький серый бочонок.

Интересно, что находясь в подобном состоянии, тихоходки не умирают, но в то же время как бы и не живут. При подобном анабиозе их жизнедеятельность падает до 0,01% от таковой в нормальном состоянии, а содержание воды в теле способно доходить до 1% от нормы. Перед тем, как впасть в такой "ступор", животное окружает себя непроницаемой для жидкостей и газов оболочкой.

Исследовав процессы, происходящие в телах "маленьких медвежат" во время спячки, ученые выяснили, что в их клетках происходит замена воды на многоатомные спирты вроде глицерина. Именно они, по мнению исследователей, и являются для тихоходок "эликсиром бессмертия" — ведь подобные соединения хорошо предохраняют органические вещества от разрушения, вызванного временем.

Судя по всему, во время сна тихоходка вообще ничего не чувствует и ни о чем не тревожится (активность нервной системы в анабиозе у этого животного равна нулю). Пробудить такую "спящую красавицу" может лишь опрыскивание теплой водой (холодная вызовет только еще более крепкий сон).

Когда ученые рассчитали, сколько времени тихоходки могут находиться в состоянии сна, то выяснилось, что оно может измеряться… многими сотнями лет. Так, совсем недавно, когда в Швеции разбирали коллекции мхов, сделанные еще самим Карлом Линнеем (XVII век), то случайно обрызгали растения водой. От этого "душа" пробудились мирно спавшие в них тихоходки, которых, судя по всему, "усыпил" сам великий биолог. Когда ученые исследовали клетки животных, то обнаружили, что за истекшие 200 лет они ни капли не постарели.

Теоретически эти маленькие существа могут находиться в состоянии сна больше миллиона лет и при этом никак не изменяться. Некоторые ученые считают, что подобное возможно только потому, что в их телах не скапливаются отходы жизнедеятельности, заставляющие стареть организмы других живых существ (при таком образе жизни им там просто неоткуда взяться). Другие исследователи предполагают, что у тихоходок отсутствуют гены, вызывающие старение клеток.

Интересно также и то, что в состоянии сна тихоходки не только бессмертны, но и практически неуязвимы. Когда эти создания находятся в анабиозе, им нипочем пребывание в вакууме, охлаждение до температуры -271°С (почти абсолютный ноль!), прогревание до 150°С, ионизирующее излучение в 570000 рентген (для человека доза в 500 рентген уже смертельна), а также давление в 600 МПа.

Кроме того, тихоходки являются, пожалуй, единственными на Земле животными, которые могут путешествовать в открытом космосе без скафандров. Подобный эксперимент был поставлен недавно группой ученых из Швеции. Они отправили на орбиту Земли 120 представителей двух видов тихоходок — Richtersius coronifer и Milnesium tardigradum. "Маленькие медвежата" в состоянии анабиоза 10 дней прожили на борту российского беспилотного аппарата "Фотон-М3".

                                

Во время полета одна группа тихоходок, включающая оба вида, находилась в вакууме (была открыта заслонка, отделяющая камеру с животными от открытого космоса), однако была защищена от солнечной радиации специальным экраном. Еще две группы этих созданий провели 10 дней в вакууме и подвергались воздействию ультрафиолета А (длина волны 400-315 нанометров) или ультрафиолета В (длина волны 315-280 нанометров). Последняя группа "маленьких медвежат" испытала на себе все вышеупомянутые "особенности" космического пространства.

В результате большинство участников полета не только выжили, но и, вернувшись на Землю, размножились и дали вполне нормальное потомство. Этот факт заставил ученых предположить, что, возможно, современные тихоходки являются потомками микроскопических пришельцев с далеких планет, прибывших на Землю много миллионов лет назад (кстати, близких родственников у этой группы среди остальных животных не наблюдается, тихоходки как бы стоят особняком).

Однако верна ли "инопланетная версия" на самом деле — сказать сложно. Так же непросто и полностью разгадать секрет бессмертия этих существ. Хотя, возможно, он заключается в том, что находясь в состоянии анабиоза, тихоходка не является живым организмом, а скорее, напоминает кристалл из органического вещества. А тот, кто не живет, как известно, и не умирает

http://www.pravda.ru/science/03-10-2010/1050721-tardigrada-0/

 

Метаморфозы Вселенной:
запрограммированное бессмертие?

Гусев Андрей Евгеньевич

   Космологи полагают, что Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва. Именно Большой взрыв породил видимую материю, пространство и время. Что же взорвалось, и когда это было?
   В рамках текущей астрофизической парадигмы считается, что после акта рождения Вселенной прошло около 14 миллиардов лет. Данные разных исследователей колеблются в диапазоне от 14,1 до 13,7 миллиардов лет. (Последняя оценка принадлежит американскому Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства НАСА). А взорвался, якобы, микроскопический пузырёк первичной квантовой пены, имевший бесконечно большой запас энергии в нулевой момент времени. Но что являлось источником этой колоссальной энергии, которая пошла на образование вещества и излучения во Вселенной? Ведь, казалось бы, энергию нельзя ни создать, ни уничтожить. Появление первичной энергии - сродни волшебству.
   Как бы там ни было, Вселенная тем или иным образом возникла. И, наверно, квантовая физика - та наука, в рамках которой имеет смысл говорить о событии, случившемся безо всякой видимой причины.
  
   ...Согласно гипотезе американских физиков - профессора Калифорнийского университета Грегори Лафлина (Gregory Laughlin) и профессора Фреда Адамса (Fred Adams) из Университета Мичигана - у нашей Вселенной четыре эры существования.
   Уже прошедшие 14 миллиардов лет длилась звёздная эра. Первоначально материя характеризовалась высокой степенью однородности, потом же под действием гравитации свободный водород концентрировался в газопылевые облака, которые и дали начало звёздам. Впрочем, Ф.Адамс и Г.Лафлин полагают, что по прошествии 1015 лет запасы свободного водорода во Вселенной будут исчерпаны; тогда же прекратится и термоядерный синтез в недрах существующих звёзд. Соответственно лёгкие звёзды - вроде нашего Солнца - превратятся в остывающих белых карликов, более крупные светила трансформируются в нейтронные звёзды, а гигантов ждёт участь стать чёрными дырами. (Чёрной дырой называют область, в которой гравитационное поле настолько сильно, что свет не может её покинуть; причём в этой области нет ни привычного времени, ни привычного пространства.)
   Вот тогда-то, как предрекают американцы, и начнётся эра вырождения: вещество нейтронных звёзд, белых карликов, всякой околозвёздной мелюзги (типа планет и астероидов) станет источником фотонного излучения. Либо втянется в чёрные дыры. По мнению Адамса и Лафлина эра вырождения будет долгой: начнётся в 1015 лет, а закончится в 1037 лет с момента Большого взрыва.
   После этого во Вселенной останутся только чёрные дыры. Однако и они не вечны, поскольку исчезнут во взрывах. Эра чёрных дыр закончится, когда Вселенной исполнится 10100 лет, а в космическом пространстве сохранится лишь реликтовое фотонное излучение. Начнётся тёмная эра, длительность которой ничем не ограничена.
  
   Естественно, существуют и другие сценарии.
   Например, вариант пульсирующей Вселенной с циклами расширения и сжатия длительностью в триллионы лет.
   Однако, что характерно: большинство физических моделей предусматривает бессмертие Вселенной. Хотя и предполагается, что это будет мир с другими физическими законами, где пространственно-временная характеристика окажется не четырёхмерной, а какой-то иной.
   С вопросом "что ждёт Вселенную?" учёные худо-бедно разобрались. Хуже с другой проблемой: почему возникла Вселенная?
   В конце концов, ведь не пытаемся же мы объяснить появление книг большим взрывом в типографии?!

 
 

  

СТУЧАВШИЕ В ДВЕРИ БЕССМЕРТИЯ    

ЭЛИКСИР ЖИЗНИ НАХОДИТСЯ ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА

 Родинки могут рассказать о старении организма 

Найден ключ к мужскому долголетию 

Сенсационное открытие добавит людям 700 лет жизни
Червяки-мутанты ползут в бессмертие


Ученые определили причину бессмертия клеток


Мерно шагая в бессмертие


Прорыв в Бессмертие

Ученые нашли ген, останавливающий старение

Генетики приблизились к созданию искусственной жизни

Медики нашли неожиданный способ продлить жизнь

СТРАТЕГИИ ЭВОЛЮЦИИ И КИСЛОРОД


ЗАПРОГРАММИРОВАННАЯ СМЕРТЬ


Альтернативные функции клеточного дыхания

Лекарство от старости В.П. Скулачёва


Гипотеза академика Скулачева


Человечество научится контролировать старение

Секрет долголетия кроется в зелени, красном вине и отказе от секса

10 заповедей вечной молодости

Доказательство с помощью теоpии инфоpмации,что жизнь не может пpоизойти из матеpии


Работы доктора Цзян Каньчжена 1
Работы доктора Цзян Каньчжена 2
В Xабаровске есть молодильный аппарат
"...Что и не снилось нашим мудрецам"
Талантам надо помогать
Никому не нужный волшебник
Освоение потенциала жизни БЭМ полем
Психологическая индукция между людьми
УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ
Отзывы ученых на работы доктора Цзяна
БИОПОЛЕ РАЗБУДИТ ГЕН МОЛОДОСТИ

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ

         

Смерть с точки зрения буддизма 
Когда приходит смерть
ЧИКАИ БАРДО
ХОНИИД БАРДО
СИДПА БАРДО
ТИБЕТСКАЯ КНИГА УМЕРШИХ - БАРДО ТЕДОЛ
Воскресшие не вечны. Колдуны подземелья Колоброс
Прижизненная мумификация

МУМИИ

Улыбка бессмертного старца
Загадка нетленных тел усопших праведников
Смерть и медицина
Смерть и биология
Загробная жизнь в различных культурах
Что находится за гранью земного бытия?
Великие души о бессмертии души

ЧУДЕСА ПОСЛЕ ЖИЗНИ

Тело великого ламы осталось нетленным
О нетленном теле бурятского Ламы

Воскрешение из мертвых

Возможно ли физическое бессмертие

Звонок с того света

Мосты на тот свет

ИТК-Галерея(сканированные и теле-изображения)

Несколько мнений по поводу

Реальны ли миры Сергея Лазарева?

Феномен послесмертного существования

Душа умершей орхидеи продолжает жить в компьютере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бессмертие и реинкарнации

Представление о бессмертии в физическом теле вступили в противоречие с буддийской теорией о блуждании сознания в сансаре. По буддийским представлениям бесконечное поддержание жизни в одном и том же физическом теле не имеет смысла, а сознание крутится в бесконечном цикле перерождений.

По мере развития даосизма и под влиянием буддизма даосские представления о бессмертии сблизились с буддийскими. Понятие о бессмертии стало интерпретироваться как переход в иные реальности с другими жизненными циклами и другим течением времени, цели сохранения своего тела поменялись на цели духовного саморазвития. Более поздние школы даосизма делали основной упор уже на медитациях, подобных буддийским. Большое значение при этом имела сила концентрации сознания, достигаемая при медитации.

 

ЮРИЙ НЕМЦОВ

Баллада о душе

Душа однажды захотела

Перелететь в другое тело –

Имелось множество причин.

В другое, пусть недорогое,

Не современного покроя,

Но непременно молодое,

Без седины и без морщин.

Ей тело старое мешало.

Оно порядком обветшало.

Дышало и ходить могло,

Но словно мутное стекло

Глаза порою закрывало.

Душа однажды захотела

Перелететь в другое тело –

И ей, представьте, повезло:

Такая ей нашлась обнова,

Как от французского портного,

Глаза души открылись снова,

Как будто вымыли окно.

Но эти новые тела

Имеют странные привычки:

Вот это тело, например,

Привыкло жить на свой манер

И душу ставило в кавычки.

Душа опять затосковала,

Чего-то ей недоставало.

Опять за старое взялась.

На старом теле помешалась,

В нём так легко душе дышалось,

Любая шалость разрешалась,

Ах, эти старые тела!..

Оставленное впопыхах,

Оно не вынесло потери.

Лежало тело, не дыша,

И бестелесная душа

В чужие постучалась двери.

Слова становятся делами,

Дела – небесными телами.

Всё в мире оставляет след.

Бессмертья нет, нас уверяют,

Ведь даже звёзды умирают!

Но если звёзды умирают,

Не умирает звёздный след.

Всю ночь бездомная душа

Стучалась в запертые двери.

За сердца собственного стук

Мы принимаем этот звук,

В переселенье душ не веря.

 

 

БЕССМЕРТИЕ

Отличительной чертой даосизма и китайской традиции является представление о возможности достижения человеком бессмертия. Науке о бессмертии и практике достижения бессмертия посвящено множество книг. Рецепты достижения бессмертия собирались на протяжении тысяч лет и уходят в глубокую древность. В литературе можно встретить также свидетельства о долгожителях и небожителях, тема бессмертия затрагивается в мифах и легендах, исследования по поводу достижения бессмертия проводились в очень древние времена, императоры пытались достичь бессмертия многочисленными способами. Особенно известны поиски бессмертия императора Цинь Шихуана.

Понимание бессмертия и его природы на протяжении множества столетий сильно менялось.

Поиски бессмертия подстегнули также китайскую медицину, достижения которой применяются до сих пор.

 

Бессмертие в раннем даосизме

Тема бессмертия занимает важное место в ранних даосских трактатах. О бессмертии говорится ещё в трактате Даодэцзин, бессмертным считается его автор Лао-Цзы. Тема развивается в притчах Чжуан-цзы, этой темы в той или иной степени касаются многочисленные философские трактаты того периода. Помимо философских трактатов теме бессмертия посвящены многочисленные стихи и легенды.

Архаическое представление о душе и смерти упомянуто в чжоуском трактате Цзочжуань и в танских комментариях Кун Инда. Организм человека населён душами хунь (кит. ) и по (кит. ), после смерти души хунь направляются вверх, а души по вниз. Объединяясь, души хунь образуют дух шэнь(кит. ), который направляется на небо, растворяясь в небесном ци (пневме, воздухе). Души по, соединяясь, образуют беса гуй(кит. ), который направляется под землю к жёлтому источнику и постепенно угасает и растворяется там. Через тело осуществляется связь между душами, но когда тело умирает и разлагается, через некоторое время эта связь окончательно теряется, дух отправляется на небеса, а бес - под землю.

Древние даосские трактаты выражают три представления о смерти:

1. Жизнь и смерть — две непременные фазы единого процесса трансформаций-перемен.

2. Смерти как таковой вообще нет — это лишь одна из множества метаморфоз, которые, собственно, и составляют сущность жизни.

3. Жизнь есть безусловное благо, величайшее среди всех благ. Смерть есть зло и её надо преодолеть.

Чжуан-цзы описывает природу как непрерывный круговорот энергии ци, которая развивается, переходя после смерти в новые формы.

 Есть мельчайшие семена. Попадая в воду, они соединяются в перепончатую ткань; на грани с сушей приобретают покров лягушки, раковину моллюска; на горах и холмах становятся подорожником. Подорожник, обретя удобрение от гнилого, становится растением воронья нога. Корни вороньей ноги превращаются в земляных и древесных червей, а листья — в бабочек, бабочки также изменяются и становятся насекомыми. Когда насекомые родятся у соляного поля <у очага>, то будто сбрасывают кожу и называются насекомыми цюйдо. Цюйдо через тысячу дней превращается в птицу, её имя — ганъюйгу. Слюна ганьюйгу становится сыми, а сыми превращается в насекомое илу в пищевом уксусе, а от него — насекомое хуанхуан пищевого уксуса, а от него насекомое цзюю. Насекомое моужуй порождает вошь на тыквах. Растение янси, соединяясь со старым бамбуком, не дававшим ростков, порождает темную собаку, темная собака — барса, барс — лошадь, лошадь - человека. Человек же снова уходит в мельчайшие семена. Вся тьма вещей выходит из мельчайших семян и в них возвращается.

Вывод, который делается из представления о круговороте всего живого, заключается в том, что если следовать естественной природе, можно постоянно возобновлять себя не умирая. Необходимо следовать тем явлениям, которые постоянны, избегая того, что разрушается. Необходимо следовать также естественным ритмам, чтобы не утрачивать жизненной энергии; следование естественным ритмам позволяет черпать силы из самой природы.

Бессмертные живут в другом временном измерении, один день их жизни длится многие годы. По легендам, бессмертные живут на острове Пэнлай и на других островах, которых поддерживают на плаву гигантские черепахи ао,  по другим представлением — на дальнем Западе у горы Куньлунь. Бессмертные питаются особой пищей (например — небесной росой) и потребляют эликсир, продлевающий жизнь.

Поисками бессмертия занимались императоры и князья. Император Цинь Шихуан по свидетельству ханьского историка Сыма Цяня («Ши цзи»), сильно беспокоился о грядущей смерти. Во время своих странствий он знакомился с кудесниками и ведунами, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. В 219 г. до н. э. он направил на его поиски экспедицию к островам Восточного Моря.

 

Внешняя алхимия

Внешняя алхимия занималась попыткой достижения бессмертия принятием медикаментов, приготовленные особым образом. Так как в природе органических веществ заложено разложение, наибольшую ценность для приготовления эликсиров составляли минералы. Особенно ценились золото и киноварь, сплав которых считался эликсиром. Сочетание иероглифов «золото» и «киноварь» (кит. 金丹, пиньинь jindan, палл. цзиньдань) со временем приобрело значение эликсира бессмертия (иногда переводится как «золотой эликсир» или «золотая пилюля»).

Подробный критический разбор методов и рецептов внешней алхимии представлен в трактате Гэ Хуна «Баопу-цзы». Трудность получения эликсира заключалась в получении предельно чистых веществ, соблюдении технологии выплавления пилюли, выбора времени начала алхимических процессов, правильных методов принятия пилюли. Трактат обсуждает эликсиры с использованием многочисленных веществ и минералов и приводит истории из жизни бессмертных, а также шарлатанов.

Приготовление эликсиров было популярным вплоть до III—V веков, эликсиры давались также императорам, которые умирали неестественной смертью, современный анализ останков показывает наличие в костях многих императоров мышьяка, ртути и других ядовитых минералов. По мере развития даосизма древние сочинения по внешней алхимии были переосмыслены, минералы и вещества стали пониматься как символы внутренних процессов в организме, и стали развиваться методы внутренней алхимии.

Внутренняя алхимия

Внутренняя алхимия стала особенно популярна в эпохи Тан и Сун, о ней сохранилось большое количество сочинений этого периода, поэтому по мнению скептиков внутренняя алхимия является поздним явлением. Отдельные элементы внутренней алхимии прослеживаются до Ханьского периода, поэтому имеются также мнения, что внутренняя алхимия практиковалась с древнейших времён и существовала параллельно внешней. Одним из основополагающих трактатов является сочинение Вэй Бояна Цаньтунци II века.

Внутренняя алхимия опирается на представление, что бессмертие достигается за счёт определённых процессов в организме, которые поддерживаются специальными упражнениями и медитациями. Учение о внутренней алхимии обладает следующими особенностями:

Сочинения по внутренней алхимии опираются на древние сочинения по внешней алхимии, но вещества, которые там описаны (золото, серебро, киноварь, ртуть …), равно как и процессы плавления являются лишь символами, указывающими на организм человека — внутренние органы, меридианы, жидкости, соки, секрецию, потоки энергии.

Процессы проходящие внутри человека, взаимосвязаны с природными ритмами — сезонными изменениями природы, циклом день-ночь, фазами луны, ходом Юпитера. Пониманию природных ритмов и явлений посвящён Ицзин. Наблюдая за природой и следуя Ицзину и другим классическим книгам, можно правильно направить внутренние процессы в организме.

Внутренние процессы регулируются с помощью дыхательных упражнений (цигун) и специальных медитаций. При этом активно используются знания классической китайской медицины о каналах, внутренних органах и потоках энергии ци в организме.

Огромное значение имеет психологическое состояние адепта, который должен быть настроен на правильные внутренние процессы, не расходу энергию зря.

Многочисленные переплавки длятся многие месяцы.

В процессе переплавок и трансформаций вызревает бессмертный зародыш, который находится в киноварном поле (даньтянь) — полости живота на определённом расстоянии ниже пупка, которая является центром «утробного дыхания».

Зародыш вскармливается и развивается в течение девяти месяцев (в некоторых рецептах указываются другие сроки), после чего покидает тело через макушку, новое тело уже обладает бессмертием.

Сам себя смог родить таким способом Лао-Цзы (буквально — старый ребёнок), матушка Ли вынашивала его 81 год, а комментарии говорят, что Матушка Ли — это не кто иной, как сам Лао-цзы. Для того, чтобы выращивание зародыша стало возможным, нужно не тратить попусту энергию и поддерживать себя особым образом — правильно питаться, не давать хода эмоциям. В частности, не рекомендуется тратить «эссенции» (цзин) — такие как семя и слюна. Разработаны методы глотания слюны и удержания спермы от семяизвержения. Со внутренней алхимией связана также особая сексуальная практика, при которой удерживается семя, но энергии используются для омоложения организма.

 

Охлаждение тела продлит жизнь до 200 лет

Японские ученые разрабатывают способ продлить жизнь людей как минимум вдвое. По мнению экспертов, этого можно добиться за счет снижения температуры тела.

Исследования показали, что, снизив температуру на 2 градуса Цельсия, можно продлить жизнь до 200 лет. Ученые из Японии намерены достичь нужной температуры тела, воздействуя на гипоталамус. Этот отдел головного мозга участвует в терморегуляции.

Главная сложность при разработке «эликсира долголетия» состоит в том, что необходимо обеспечить нормальное функционирование человеческого организма, когда температура тела колеблется в пределах 34–37 градусов. Для этого придется корректировать энергетический обмен в организме.

http://health.mail.ru/news/154372/

 

                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

 




Medem.kiev.ua